neivid: (Default)
[personal profile] neivid
В рамках регрессии (еще вчера) в компании верной и терпеливой [livejournal.com profile] kollega была заслушана группа ДДТ. Кассета у меня появилась довольно случайно: во время интенсива я искала какую-нибудь музыку на русском языке, чтобы поставить на одной презентации людям, русского языка не знающим. Времени было в обрез, магазин русской музыки - маленький и небогатый, а критерий один: чтобы песня "брала", была напряженной и ритмичной. Возможности прослушивать не было, так что пришлось искать интуитивно. Интуитивно нашлась песня "Осень". Хорошо.

Презентация прошла нормально, а кассета группы ДДТ у меня осталась. Я ее время от времени слушаю, и вполне радуюсь той самой напряженности и ритмичности. Под настроение - очень даже. Если слов не слушать.

А вчера мы попробовали слова все-таки послушать - там одна песня меня насмерть заинтриговала в этом плане. Песня называется "просвистела", и начинается так: "Проствистела / и упала на столе / чуть поела / и скатилась по золе". То есть как бы подразумевается некий персонаж, могущий свистеть, катиться, падать и есть (хоть и чуть). Но далее про персонаж ни слова, речь идет о том, что "убитых песен / да мне нечего терять / мир так тесен / дай-ка брат тебя обнять!" То, что связи между первыми двумя строчками и следующими за ними ни малейшей - это фигня, вы бы еще дальше послушали. Но вот кто там свистит??

Свистеть, а тем более просвистывать, может, скажем, пуля. Но пуля не ест. Отпадает. Коллега предположила, что это не "просвистела", а "просвистело", и речь идет о времени, которое, как известно, просвистывает, словно пули у виска. А что ест время, спросила я. Ну, что, замялась Коллега. Что-то ест, наверное. Может, наши души. Может, вообще наши жизни. Метафора такая.

Я не против метафор, но на кассете русским языком написано: "ПросвистелА". Да и в самой песне слышно, что это ОНА, а не ОНО. То есть максимум время-девушка. Перед глазами встал образ юной Времени с косой. В косе - либо лента, либо лезвие поострее. Просвистела, да. Вжик-вжик.

Прослушивание дальнейшего текста ситуацию не прояснило. Там ни слова не было о таинственной незнакомке, катающейся по золе - кроме как в последнем куплете, который слово в слово повторял первый, на чем песня и заканчивалась. Может, это культ такой? Надо свистеть, кататься по золе, соблюдать нестрогий пост, и тогда все будет хорошо? А культ женский, да?

- Я поняла! - закричала я. Это картошка!!! Печеная! Она просвистела, в смысле - быстро съели ее. И скатилась по золе - это та, что не доели. А та, что доела, "упала на столе". Раз на столе - значит, речь о еде.
- Ну да, вяло отозвалась Коллега. А "чуть поела" - это тоже самое, что "чуть поели". Она поела, её поели - какая, в принципе, разница?

Никакой, согласилась я и симпозиум был закрыт по причине все устали. Но вопрос остался нерешенным. Утром я поймала себя на том, что пытаюсь свистеть, упадая на стол. С "чуть поела" проблем не было. Золы в доме не обнаружилось, но насчет скатиться - это запросто.

Все ясно, эта песня - про меня. Про всех про нас. Какие, к черту, волки.

Date: 2002-08-31 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] fluffy2001.livejournal.com
Ну, если это про осень - можно и так трактовать - просвистела осень - быстро так пронеслась, упала на столе - в виде фруктов, например, вот с поела - проблемка;-)
а зола - от листьев сожженых;-)

Date: 2002-09-01 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Нет, про осень - это другая песня, она так и называется - "Осень" и там как раз все понятно.
А эта называется "Просвистела" и, боюсь, не про осень. Или у них все песни про осень, по умолчанию?

Date: 2002-09-01 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Кстати, именно с "поела" там вся проблема и есть. Ибо свистеть, кататься и упадать может (метафорически) вообще что угодно - от жизни до судьбы. А вот чтоб еще само питалось, причем со стола - тут неувязка получается.

Date: 2002-08-31 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mishkafufer.livejournal.com
в чем сила так называемого "русского рока", так это вот в таких пестнях... ни очем, и о всем:)) хе хе...в
а вообще , хороший анализ

Date: 2002-09-01 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Ага, согласна. Пестня должна песться, и достаточно. Там уже может рифмоваться всё со всем, все скатывается и все чуть ест. Лишь бы свистело.
Хотя есть ведь исключения. Именно поэтому хочется их видеть во всех, кто нравится - ан упс.

Date: 2002-09-01 12:04 am (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Песня про сироту, горькую пьяницу.
"Просвистела" = промотала отцовское наследство. Дальше - по тексту.

Date: 2002-09-01 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Ну, ТЕПЕРЬ мне все понятно. Главное, почему она только "чуть" поела - ведь, просвистев наследство, есть просто не на что!

Принимаю. Песня отныне называется "про сироту, горькую пьяницу". Бета-версия по Куранту. :)))))

Date: 2002-09-01 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Это - альфа-версия!
Она же - "Вариант Омега".

Date: 2002-09-01 12:31 am (UTC)
From: [identity profile] molcha.livejournal.com
А у Шевчука есть еще песня со словами: "На дороге машинка не телится...", которые меня очень беспокоили. Потом мне объяснили, что этот человек имел в виду "Машин канителицу", тем более, на мой вкус, не имеющую права на существование.

Date: 2002-09-01 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
А у нас с Вами похожие языковые аллергии, помните?
Насчет "машин канителицу" - подписываюсь обеими руками.

Кстати (ассоциативно вспомнилось), друзья научили свою годовалую дочку: когда ей говорят "По машинам!", она прилежно машет ручкой. :))))))

:)))

Date: 2002-09-01 02:10 am (UTC)
From: [identity profile] molcha.livejournal.com
Аллергии похожи, да. А как Вам "Я достал перспективу из скважины"? Хотя, надо признать, в этом словосочетании есть даже какой-то юмор.

И, конечно, когда машинка не телится, это гораздо человечнее, чем "машин канителица".
(deleted comment)

Date: 2002-09-01 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] fluffy2001.livejournal.com
а что, он до сих пор не в ЖЖ?
настолько отстал от ЖЖизни? ;-)

расчленяя

Date: 2002-09-01 02:19 am (UTC)
From: [identity profile] emyn.livejournal.com
Если не сплошняком это воспринимать, а предложениями, то сразу легче :-)
-----------
Просвистела и упала на столе.

Чуть поела и скатилась по золе
убитых песен, да мне нечего терять.

Мир так тесен, дай-ка брат тебя обнять.

Re: расчленяя

Date: 2002-09-01 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Да, зола - она, действительно, "убитых песен". Но кто при этом ест (песня? убитая?), все равно неясно.

*шепотом* не говоря уже о том, кто свистит...
А может, это вторая Поэма без Героя? Точнее, без Героини?

Re: расчленяя

Date: 2002-09-01 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] emyn.livejournal.com
На самом деле это очень интересный пример не поэмы без героя, а ассоциативной, скажем, поэзии. Когда нет конкретно сформулированного смысла, зато возникает куча направленных примерно в одну эмоциональную сторону ассоциаций.

<< Просвистела и упала на столе.

Что-то очень важное просвистело и закончилось. Душа. Жизнь.... Пуля. Жизнь, как пуля. На столе. Стол - почти также важен в жизненной традиции, как кровать (зачатие, рождение, смерть) - праздник, общение, писАние, чтение, еда и выпивание.
Далее, скажем, конкретизация того, что было внутри "свиста":

<< Чуть поела и скатилась по золе
убитых песен, да мне нечего терять.

Поела. Тоже немаловажное место в жизненном процессе. Чуть поела - это значит не досыта. Недостаточно. Отведала только несчастная душа кушанья (жизни), вкусила слегка и ага. А может быть была мала и немощна, поэтому не способна была есть. Или была изначально сыта. Но хозяину души (жизни) терять нечего. Почему - мы опять догадываемся. То ли потому что самое главное уже умерло-сожжено (песни, душа, жизнь, то есть), то ли еще и традиционный русский героическо-нативно-алкогольный пессимизм присутствует:

<< Мир так тесен, дай-ка брат тебя обнять.

Ну, трагический героизм прощания - это вообще очень близко всегда. Каждому из нас процесс прощания известен и, как правило, мы так или иначе в нем находимся.
Ну и так далее;-)

ЗЫ. А вообще все зависит от резонанса и желания медитировать :-)

Date: 2002-09-01 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] renata.livejournal.com
И все равно, шедевр всех времен и народов это слова: "Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня", я в свое время чуть шею себе не сломала, пытаясь воспроизвести эту позу.

Date: 2002-09-01 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Боюсь, Вы усложняете задачу, Рената.
Прижмите подбородок к груди. Скосите глаза в сторону.
Вот и все дела. Смотрите на здоровье.

Date: 2002-09-01 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] renata.livejournal.com
Не, так неинтересно. Мне кажется, что искоса - это как-то по-другому. И потом, низко голову наклоня и прижав подбородок к груди - это тоже не эквивалент.

Date: 2002-09-01 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Мне кажется, что искоса - это как-то по-другому.
Почему?

прижав подбородок к груди - это тоже не эквивалент.
Что, недостаточно низко? Ну прижмите к коленям.
Импровизируйте, импровизируйте!

Date: 2002-09-01 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] renata.livejournal.com
:-))))
У меня уже глаза болят косить :-)

Date: 2002-09-01 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] elcour.livejournal.com
Хорошо. Закройте глаза косой. Это тоже "из коса".

Date: 2002-09-01 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] anu-sag.livejournal.com
А ДДТ вообще любит песни без называния главного героя. Есть, например, у них песня "Метель" с таким вот припевом:

Сыграй, как сможешь, сыграй!
Закрой глаза и вернись!
Не пропади, но растай, а дальше - внимание! -
Да колее поклонись!
Сое окно отогрей,
Пусти по полю весной,
Не доживи, но созрей -
Ты будешь вечно со мной!

Date: 2002-09-02 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] ptizza.livejournal.com
песня-то, думается мне, про смерть, но это не суть.
как и не суть - слова и отсутствие логичных связок.
почти как высоцкое:
"а у дельфина взрезано брюхо винтом
выстрела в спину не ожидает никто
на батарее нету снарядов уже
надо быстрее на вираже"
это о чем?
и так ли на самом деле важно - понимать о чем это?
для меня важен ритм и настроение, а слова и смысл я и сама досочинять могу.

а "просвистела" на данный момент - моя любимая песня "ДДТ".

Тоже мне - бином Ньютона! :)

Date: 2002-09-02 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] b-k.livejournal.com
Усе понятно!

Это ж муха!!! Ну, или оса...:) Просвистела, упала на столе, там же чуток поела, а потом пошла кататься по золе! Такие у них, видимо, развлечения! :)

Date: 2009-05-30 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] iitkin.livejournal.com
На каком то сольном выступлении Шевчуку пришла записка - "Здравствуйте. Мне очень нравиться ваша песня "Метелица". А о чем она?". Вот.
Кстати, лидер шизофазии в русском роке это, несомненно, "Пикник".

Date: 2010-03-31 04:30 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ну знаете! если нет мозгов то не надо критиковать песню которую не понимаете!
просвистела- птица . свистит она ,понимаете?
а песня о свободе

Date: 2014-08-26 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] vadim reingold (from livejournal.com)
Если что пули ещё как едят, едят жизни.

Смысл песни я тут опубликовал: https://plus.google.com/u/0/113571111858139447001/posts/E3SRmSEqKBc
Page generated Jan. 29th, 2026 12:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios