neivid: (Default)
[personal profile] neivid
После того, как я записала здесь свои мысли по поводу необходимости хвалить детей (и не детей, как мне абсолютно правильно подсказали), и почитала ваши реакции на эти мысли, мне показалось верным кое-что дополнить. Частично в качестве ответа многим из тех, кто отозвался в комментариях, частично - как уточнение тому, что я написала раньше.

Дополнить я хотела бы вот что.

1. Хвалить человека имеет смысл не просто так, а за дело. И вот тут требуется усилие: найти то, в чем хорош. Разглядеть что-то, где блеснуло. Да, невыносим, да, невозможен, да, нагл и хмур. Не хвалить за наглость, не хвалить за невыносимость. Но улыбнулся с ямочками? Но сочинил пародию на учительницу, а пародия и правда хороша? Но - хотя бы, хотя бы - каждый день бросает ботинки в центр ковра, а сегодня поставил, умничка такая, возле двери?

Один обычно вообще не старается, а сегодня постарался чуть побольше. Другой говорит нечетко, "каша во рту", а тут гляди, рассказал сюжет целого фильма и ни разу не сбился на "ээ" и "мнээ". Третий потрясающе моет посуду, никто в семье так не может, как он. Четвертый явно очень хороший друг, не зря же телефон разрывается от бесконечных звонков его друзей, чтоб они были здоровы все сто девяносто семь. Пятый изумительно подбирает одежду, у него в его малом возрасте уже есть четкий стиль. Шестой умен. Вот просто умен и всё, и за проявления этого тоже можно хвалить.

В них - любых - всегда есть что-то хорошее. И фокус не в том, чтобы хвалить за что попало и из неудач творить удачи, а в том, чтобы искать удачи, находить и хвалить за них. За откровенно слабый рисунок хвалить не надо. И за плохую оценку тоже не надо. Человек почувствует фальшь, а фальшь в данном случае - самое страшное, потому что нужны здесь не слова, а тепло. Тепло согревает места, где лежат настоящие ценности. Достоинства, умения, красота, прорывы, удачи, преодоления, перемены. Пусть маленькие, пусть копеечные. Но лежат. За них и хвалить.

2. Хвалить - но не ТОЛЬКО хвалить. Никто не идеален, и временами чудесная деточка (равно как замечательный мужик и уникальная баба) может довести до белого каления любого по уши влюбленного в неё энтузиаста. Говоря о постоянных положительных реакциях на человека, мы говорим о фоне, на котором вырастает и всё остальное. Общий фон по отношению к растущему человеку (а под растущим человеком я подразумеваю любого человека, конечно) должен быть светлым. Базисно ты хорош. Я все время помню о твоих достоинствах и сильных сторонах, помню сам и напоминаю тебе. При этом ты можешь быть десять раз негодяем в данном конкретном случае, и я буду первым, кто въедет тебе за это. Я буду ругать за поступок, я буду возмущаться поведением - но через час после этого я похвалю за вежливо пододвинутый стул.

Кстати, любопытный штрих. Чем больше человек уверен в том, что глобально хорош, тем легче ему воспринять критику или ругань в каждом конкретном месте. Чем меньше он любит себя и чем более убежден в своей ужасности, тем хуже реагирует на любые попытки его "чинить".

3. Про успехи и желание к ним стремиться. Конечно, это важно, конечно, если заливать одной похвалой, ничего не выйдет. Но. Родитель любит ребенка не за его успехи. Поступивший в институт или не поступивший в него, он мне одинакого дорог. Умеющий читать в четыре года, или не умеющий в семь отличить "а" от "я". Самый красивый в классе или самый нескладный из всех. Получивший на экзамене "сто" или "ноль". Я могу сердиться за этот ноль, я могу вопить, что надо было учиться, а не на дискотеку ходить. Но при этом я люблю его точно так же, как любила бы при оценке "сто". Я люблю его всегда и любого, он не должен НИЧЕМ добиваться моей любви. Моей любви он добился тем, что существует на свете. Это всё. И ему это надо знать, каждый день.

Мы говорим опять-таки о фоне. Его успехи могут быть причиной моей гордости и радости, его успехи нужны прежде всего ему самому, его успехи - это важная часть нашей общей жизни, а неуспехи - причина расстраиваться, и ему, и мне, и делать выводы - и ему, и мне. Если при этом общий фон нашей жизни каждый день показывает ему, что моя любовь не зависит ни от чего, у меня будет замечательная возможность ругаться вдосталь за прогулянный школьный день. Потому что только любящий имеет право ругать. Остальным-то что.

И последнее. Почему я тут, перед всеми, размахиваю флагом "хвалить" и не вывешиваю плаката "ругать" - хотя и то, и другое временами необходимо.

Очень просто. Потому что ругать мы, как правило, не забываем.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

спасибо!

Date: 2006-02-28 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] lolka.livejournal.com
Так хорошо и понятно написано! Сразу перехотелось кого бы то ни было ругать :)

Date: 2006-02-28 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] itenerant.livejournal.com
!!!
и снова спасибо, Вика.

Date: 2006-02-28 11:54 am (UTC)
nine_k: A stream of colors expanding from brain (Default)
From: [personal profile] nine_k
Остаётся только подписаться под этим :)

(btw, есть ещё рядом краткая формулировка "ненавидеть грех, любить грешника")

Date: 2006-02-28 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] argentum-g.livejournal.com
Большое спасибо за то, что пишете это. :)

Date: 2006-02-28 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] ambroisie.livejournal.com
однозначно - в меморис!!!
спасибо.

Date: 2006-02-28 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] melkin.livejournal.com
Отлично. Замечательно и сильно. Это я тебя хвалю, за то, что ты сделала действительно хорошо :).

Очень важно подмечать и показывать человеку его лучшие стороны. И действительно не важно в каком возрасте это происходит. Самому очень трудно посмотреть на себя со стороны и понять в чем ты лучше, а в чем хуже, а друзья, общество, часто не любят тех, кто выделяется, и тянет его обратно в серую массу.
Значит подмечать жемчужины в повединие, характере, умениях ребенка это одна из важнейших родительских задач. Подмечать и взращивать их.

Date: 2006-02-28 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] mashka3.livejournal.com
Гениальная простота, все или почти все вроде это знают и понимают - книжек начитались,психологов наслушались, но - почему же так тяжело заставить себя таки дапохвалить человечка,почему надо себя одергивать каждый раз,почему "пилить,ругатьи критиковать" получается легко и естественно,а хвалить - надо "выдавливать из себя", а?

Date: 2006-02-28 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com
С немалой вероятностью - потому что это идиотский рефлекс от наших родителей. Которые почитали своим священным догом указывать на мельчайшие наши недостатки, свято веруя, что мы от того раскаемся и исправимся.

(no subject)

From: [identity profile] mashka3.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mashka3.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] renfry.livejournal.com
Мне очень понравилось. И предыдущий пост, и этот, с разъяснениями :) Целиком и полностью согласна с вами. Хочется привести забавный пример из личной жизни :) В соответствии с рекомендациями литературы, я старшему ребенку (4 года) говорю - что бы ты ни натворил, я тебя люблю :) И в один прекрасный вечер он (случайно) хлопнул дверью и попал мне по лбу... Очень огорчился и извинялся. А, уже засыпая, спросил "Ты меня любишь?" Да, говорю. Он, сквозь сон: "Как хорошо... Вот я тебя чуть не убил, а ты меня все равно любишь..." :)))

Date: 2006-02-28 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tany17.livejournal.com
Браво! :))

Date: 2006-02-28 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com
О, про то, что ругать мы и так умеем - это очень правильная мысль. :)
И вообще согласная я, только как избежать того, чтобы ребенок гонялся за похвалой (а наш уже гоняется), и что же у нас все-таки будет служить стимулом достижения успеха? Понятно, что не угроза потери родительской любви, но что? Угроза потери одобрения?
Подмена понятий.

Date: 2006-02-28 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com
А может не надо стимулов достижения успехов? тем более в вашем нежном возрасте? Может, ну их, успехи эти? Может лучше научиться прислушиваться к себе и заниматься тем чем нравится а не тем за что могут похвалить?
Это я размышляю вслух, поскольку с этими стимулами успехов мне например только в зрелом возрасте удалось окончательно допереть что жить надо не для похвал а для собственного щастья...

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-03-01 07:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yovin.livejournal.com - Date: 2006-02-28 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 09:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yovin.livejournal.com - Date: 2006-03-01 06:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:38 pm (UTC) - Expand

сходивши

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:43 pm (UTC) - Expand

Re: сходивши

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] neivid.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] neivid.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] neivid.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] xuhin.livejournal.com
Вспомнилось собственное детство.
Надеюсь, мне в воспитании детеныша удастся больше.
Отдельное спасибо за оба поста.

Date: 2006-02-28 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] d-a-n-n-y.livejournal.com
Спасибо, полностью согласна:) И что хвалить НАДО, и что ЗАБЫВАЕМ, и что - не только детей. Вот только кажется мне - начинать, как и во всем, здесь надо с себя, любимых... Ибо это от нашей собственной недохваленности в детстве все и идет... (мое ЛИЧНОЕ мнение:) )

Date: 2006-02-28 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mama-sonia.livejournal.com
Правильно сто раз!

Date: 2006-02-28 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kobrick.livejournal.com
Это все очень замечательно написано, но какое моральное право мы имеем хвалить или ругать, казнить или миловать? Мы что: умнее, добрее, талантливее своих детей? Они двоечники, а мы отличники? Как правило, с точностью до наоборот.

Date: 2006-02-28 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com
Нет, только потому, что мы родители, и каждое наше слово для них до поры до времени... или даже всегда... невероятно важно. Биологическое такое сверхпривилегированное положение, и о праве говорить бессмысленно. Только о возможности.

Кстати - у особо умелой/ловкой/быстро соображающей/талантливой мамаши даже больше шансов затюкать детька, который рядом с ней может чувствовать себя все более тупым и неуклюжим.

(no subject)

From: [identity profile] kobrick.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kobrick.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yovin.livejournal.com - Date: 2006-02-28 05:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mouse440.livejournal.com
очень умные, тонкие и верные наблюдения.
Спасибо!

Date: 2006-02-28 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] yelenah.livejournal.com
Меня, пожалуй, только третий ребенок научил ругать все время приговаривая: "вот, я не довольна, сержусь, ты не права, но я тебя люблю и никогда любить не перестану, ни за какие твои промахи и ошибки." Как часто вещи, совершенно нам очевидные (как безусловная родительская любовь), детям нашим такими безусловными не кажутся, как им необходимо ежесекундное наше тому подтверждение, особенно в моменты наказания, в моменты нашего гнева. К сожалению, не раз и не два сталкивалась именно с "условной" родительской любовью: "я тебя родил, кормлю, пою, одеваю, а ты мне за это должен...." и бесконечный список обязательств :((( Сплошные товарно-рыночные отношения...

Date: 2006-02-28 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
ужасно интересно, почти согласна, но вот не далее как вчера, говоря по скайпу с мамой, похвалила сына. на что мама торопливо и тревожно стала шикать: тихо, тихо, не хвали ребенка в его присутствии. пусть не слышит!

вот такая петрушка :)

и меня никогда не хвалили родители в лицо. правда уже не помню - никогда или с определенного возраста?

(no subject)

From: [identity profile] lolique.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yelenah.livejournal.com - Date: 2006-02-28 12:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] merienn.livejournal.com
Вика, можно я Вам задам вопрос немного не в тему?
Меня недавно очень сильно упрекнули в ЖЖ в том.чтьо я своей любовью к детям сбиваю стройную картину мира.
Нет,сомнений в своей правоте и нормальности у меня нет - вот,прихожу.вас чиатю и убеждаюсь, что у меня все в порядке и с головой и с самооценкой.
Но в чем дело: почему это может раздражать? Почему есть люди,которые так сильно не любят детей?
Собственно,они предлагают какие-то малоубедительные объяснения,что на самом деле любят,но им не нравится , что якобы я пропагандирую отказ от собственного "Я" в пользу детей.
Я не о тех.которые правда агрессивно не любят. Я о тех,которые не понимают увлеченных любящих родителей.

Date: 2006-02-28 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nelka35.livejournal.com
пишу Вам в ответ на этот коммент, а ответа дать не могу...
мне кажется, что люди, которые не могут понять любви к детям - именно понять, не обязательно иметь - не могут понять любви. именно той части любви, которая "любят не за что-то, а несмотря на..."
почему они не могут этого понять... можно, конечно, анализировать, и тому подобное.. но просто - потому, что не было атмосферы любви, именно той, о которой Вика говорит, потому что не в характере и не в окружении - эти факторы вместе и приводят к такой реакции. по-моему.

(no subject)

From: [identity profile] merienn.livejournal.com - Date: 2006-02-28 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nelka35.livejournal.com - Date: 2006-02-28 03:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com - Date: 2006-02-28 10:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] merienn.livejournal.com - Date: 2006-03-02 10:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] merienn.livejournal.com - Date: 2006-03-02 05:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] test-na-trzvst.livejournal.com - Date: 2006-03-02 05:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com
Еще одно важное дополнение: надо постоянно проговаривать ребенку свою любовь. Сто раз в день. Тогда ребенок в этом живет как в коконе. Когда ему не надо доказывать свою хорошесть. это нам кажется что любовь наша сама собой разумеется и все без слов ясно, а ребенку это вовсе не ясно. Сто раз в день: я тебя очень люблю, ты у меня самый необыкновенный в мире.

Date: 2006-02-28 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com
Вот с "самым необыкновенным" я опасаюсь. А "очень люблю" - это да, это у нас бухтелочка такая. :)

(no subject)

From: [identity profile] pticeryba.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kontora-pishet.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kvasy-pingvin.livejournal.com
Вика, я очень редко комментирую Ваши посты. Потому как ну что еще тут можно сказать? Все так правильно, я настолько согласна, и это еще так прекрасно по форме изложения!
Спасибо, за то, что Вы пишете.
Потому что (понадеемся) это добавит хотя бы парочку "долюбленных" детей в этот мир. И это здорово.

Date: 2006-02-28 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com
Этот пост, как и предыдущий, обращен к тем, кто, во-первых, любит, но не умеет выразить любовь, а во-вторых, - к тем, кто умеет анализировать. Но наши дети учатся и живут рядом с детьми совсем других родителей, увы.
Кстати, вот вам вариант моей ругани: "Как же ты, такой умный, такую глупость-то сделал?!"

Date: 2006-02-28 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] koziavka.livejournal.com
а вот тут я не уверена, что это очень правильно - вы фактически говорите своему ребенку, что раз он по природе умный, то ему теперь и ошибиться никогда нельзя.
отличнику порой бывает очень сложно принести домой двойку, куда сложнее, чем не признанному отличнику - потому что от него ОЖИДАЮТ пятерок, всегда только пятерок.

P.S я все это только на основании вашего высказывания
"Как же ты, такой умный, такую глупость-то сделал?!"
типа размышления вслух

(no subject)

From: [identity profile] domohozjayka.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-02-28 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] karabuka.livejournal.com
Спасибо!
Вы не против, что я скоприровала Ваши мысли к себе в ЖЖ со ссылкой на Вас?

Date: 2006-02-28 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Не против, конечно. В журнале с этим спокойно, копируете со ссылкой то, что Вам кажется нужным, против этого обычно никто не возражает.

Date: 2006-02-28 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] morwen-russe.livejournal.com
Как хорошо, что пишете про такие вежные вещи!

Мне всегда не хватало похвалы от родителей. Уверенность в себе наковыривается, как серебро в шахте - по крупинкам на третьем десятке лет. Вроде бы такая естественная вещь - порадоваться за другого, высказать это...

Date: 2006-02-28 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] finel.livejournal.com
Как практикующий педагог подписываюсь под каждым словом.Хвалить нужно даже за малейшие шажки в сторону поставленной цели.Я захваливаю своих детей в классе, нахожу , чего бы хорошего сказать каждому из них ежедневно. Везде я рассказываю, что у меня самый лучший класс во Вселенной. И сами дети начинают верить в это и ведут себя соответственно, чтоб не опозорить звания "самых-самых"(הנבואה שמגשימה את עצמה). На уроках "хевра" (классный час) я учу их раздавать комплименты: они передают друг другу цветок и объясняют почему (поступок, одежда и т.д.)

Date: 2006-02-28 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ulalik.livejournal.com
Очень рада, что дали ссылку на Ваш ЖЖ!

Огромное спасибо за стройное, спокойное, вдумчивое и позитивное изложение. Вас приятно и полезно читать.

Буду рекомендовать Ваши тексты друзьям, если Вы не против)))

Date: 2006-02-28 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] oleshka-lj.livejournal.com
спасибо... в очередной раз сижу и серьезно думаю... о фоне.

Date: 2006-02-28 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ninka.livejournal.com
Так хочется тебя чем-то порадовать за эти посты.
Image

Date: 2006-02-28 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] neivid.livejournal.com
Опа. Ты меня тронула, правда. Спасибо, Нин.

(no subject)

From: [identity profile] ninka.livejournal.com - Date: 2006-02-28 01:18 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>
Page generated Jan. 29th, 2026 05:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios